Существует множество методов и способов работы с учебником, о наиболее эффективных и рациональных рассказывается в настоящей статье. Умение работать с учебником, учебной и справочной литературой, как и всякое другое, необходимо формировать у учащегося любого образовательного учреждения, в том числе профессио­нального. Некоторые ученые (В.О. Пунский, О.М. Железнякова, Г. Г. Граник, С.М. Бондаренко,Л.И. Концевая) предлагают, например, организовывать для этого специальные уроки.

НЕОБХОДИМО научить учащихся не просто читать учебник, а вести диалог с автором. Усвоение учебного текста - это прежде всего понимание и запоминание его. Учащийся должен представлять, какие действия ему предстоит выполнить при изучении учебника: понять материал, выбрать наиболее значимую, существенную информацию, запомнить ее. Чаще всего учебник разбит на главы, разделы, параграфы. Всякий учебник предваряет вступительная статья автора, ознакомившись с которой, учащийся получает представле­ние о том, как правильно работать с ним.

Необходимо научить учащегося умению ориентироваться в содержании учебника, расшифровывать приведенные в нем условные обозначе­ния, обращать внимание на основные положения, которые, как правило, выделяются особыми шрифтами. Если в тексте параграфа (главы) содержатся вопросы для самоконтроля, то учащийся должен твердо знать, что ответы на эти вопросы являются обязательными, потому что это позво-лит лучше понять (или определить пробелы в понимании учебного материала) и соответственно запомнить необходимую информацию.

Любой учебник содержит иллюстративный (рисунки, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы и пр.), иногда и справочный материал, поэтому учащийся должен научиться грамотно работать с подобными материалами.

   Чтение текста учебника можно и нужно регулировать и совершенствовать. Для этого существует множество методик. В любом случае надо убедить учащихся в необходи­мости выполнения основных правил чтения: читать без повторов, не возвращаться и не перечитывать фразы: читать без проговаривания текста вслух или про себя (без артику­ляции); научиться читать вертикальными движениями глаз по тексту (для начала читать газеты или журналы, в них информация напечатана узкими колонками); сразу определять втек-сте ключевые слова; запоминать не слова и фразы, а идеи и мысли.

Чтение учебника предполагает владение всеми видами и приемами чтения, умение выбирать из них наибо­лее оптимальные для каждого конкретного случая. Работу над текстом учебника условно можно поделить на три этапа: до начала чтения; во время чтения и после чтения. На первом этапе необходимо включиться в работу.

К сожалению, встречаются нерадивые читатели, которые пассивно воспринимают содержащуюся в тексте информацию, бездумно ее заучивают, не прилагая усилий кее осмыслению. О таких читателях немецкий писатель Г. Лихтенберг говорил: «Если при столкновении книги с головой раздается пустой звук, в этом не всегда виновата книга». Начинать работу с учебником нужно с мобилизации внимания, активизации восприятия его содержания.

Работу с учебником надо начинать с осмысления заголовков глав, разделов, параграфов, мысленно задавая вопросы: «О чем пойдет речь? Что нового можно узнать из этого параграфа? Найдется ли подтверждение уже имеющимся знаниям?» и т.д. Такая работа поможет направить дальнейшее изучение текста в нужное русло, определить главные идеи автора. «Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание, оно требует сосредоточенного внимания, твердого желания услышать голос автора» (И. А. Ильин).

В качестве примера рассмотрим тему из учебника по спецтехнологии швейного производства. Осмысление заголовка параграфа «Соединение верхнего воротника с нижним обтачным швом» в разделе «Обработка демисезонного пальто» уже дает некоторую информацию. Учащийся, возможно, вспомнит ранее изученные темы: «Обработка воротника в легкой женской одежде»; «Обработка мелких деталей в верхней одежде обтачным швом»; «Виды деталей кроя пальто» и т. д. Это позволит ему освежить в памяти основные отличия в технологиях пошива верхней и легкой женской одежды, способы обработки обтачных деталей, сведения о прокладках и их предназначении в деталях верхней одежды (для прочности, формоустойчивости и пр.). Другими словами, еще не читая текста, учащийся в состоянии предположительно определить содержание параграфа. Можно попросить учащихся сформулировать гипотезу или нарисовать схему обработки воротника обтачным швом — это упростит познавательную задачу. Сравнение собственных выводов с тем, что опубликовано в учебнике — дополнительный стимул к проведению подобных действий. Второй этап работы - «диалог с текстом» (по Г.Г. Гранику) предполагает разнообразные умственные действия, в процессе которых должны быть сформулированы вопросы к тексту. В процессе чтения можно проверить, насколько совпадет оригинал текста учебника с предположениями учащихся. Может возникнуть вопрос, зачем самим искать ответы, строить предположения, размышлять, если строчкой ниже необходимая информация будет получена в полном объеме и без искажений?

 Ответ прост - невозможно усвоить чужую мысль также осознанно и прочно, как познанную собственным умом. «Готовые», «чужие» знания нельзя механически перенести из книги в сознание индивида. «Выстраданные», самостоятельно полученные знания лучше усваиваются.

Помимо понимания и запоминания текста учебника развиваются способности учащегося, усиливается познавательный интерес. Подобное осмысление текста при постоянных тренировках станет для него потребностью, превратится в устойчивый навык. При вдумчивом чтении практически автоматически формируются навыки самоконтроля - необходимое условие для понимания и запоминания текста. Проверяя свои предположения, учащийся контролирует и оценивает собственные знания, умения прогнозировать, выстраивать логические цепочки и т. д. Таким образом, второй этап работы с текстом учебника связан с постановкой учащимся вопросов, предположительных ответов на них, сравнением своих предположений с авторским текстом.

 Один из вопросов, который учащийся должен задавать себе во время чтения: все ли мне понятно? Непонимание даже незначительной части текста не позволит усвоить ни данный материал, ни последующий. Чтобы этого не случилось, надо приучить учащихся выделять в тексте непонятные слова, выражения, осмысливать и понимать их значение. Для чего необходимо научиться пользоваться словарями, справочниками, учебными пособиями, другими источниками информации.

По мнению Г.Г. Граник, хорошую помощь в осмыслении учебного материала оказывает выделение главных идей из текста, подчеркивание их (разумеется, только в собственных книгах карандашом). «Кто записывает, тот читает дважды» — считали древние римляне. Важно, особенно при чтении учебника по спецтехнологии, не просто обращать внимание на приведенные в тексте примеры, а тщательно прорабатывать их на практике. Очень полезно придумывать собственные примеры.

Например, при изучении технологии швейного производства в тексте учебника встречаются описания обработки сложных или редких деталей и узлов или тех, с которыми учащиеся еще не сталкивались. Теоретически учащимся очень трудно, а иногда невозможно понять, представить процесс выполнения таких операций. Для полного понимания и прочного усвоения материала необходимо выполнить образец или несколько образцов (из материала, бумаги, прочной синтетической пленки и т. п.) по технологии, показанной в учебнике.

Практическое выполнение технологической операции поможет закрепить весь теоретический материал. Необходимо также давать учащимся задания, направленные на самостоятельную работу с текстом. К примеру, по тексту учебника (без предварительного объяснения) требуется выполнить ту или иную технологическую операцию Учащиеся волей-неволей должны будут тщательно изучить его, вдуматься в смысл, выделить главное, спланировать работу, выполнить задание и осуществить самоконтроль. Предлагая учащимся подобное задание, следует помнить, что оно должно быть посильным.

Третий этап работы с учебником -выделение в изучаемом материале главного, составление плана работы с текстом. Для эффективного и быстрого восприятия изучаемой темы лучше всего сначала составить краткий план, а затем - развернутый (своего рода шпаргалку), после этого определить суть, главную мысль параграфа (главы). Заучивать следует лишь правила, определения, формулировки. Не следует, разумеется, игнорировать практические упражнения — чем больше их выполнено, тем легче воспринимается и запоминает­ся информация. Как же научить учащихся выделять в тексте учебника главное?

Предлагаем простой алгоритм: прочтение и осмысление текста; выяснение непонятных фрагментов; разделение текста на завершенные смысловые части; выявление в каждой из них ключевых слов (фраз); определение основной идеи текста. Если содержащаяся в тексте информация сопровождается рисунками, схемами, таблицами и пр.), то процесс его усвоения заметно упрощается, т. к., с одной стороны, в процесс восприятия включается зрение, а с другой, - знаковые модели, как правило, несущие в предлагаемой информации главную мысль. Учащимся с хорошо развитой зрительной памятью можно порекомендовать составить план изу­чения учебного материала в виде зрительных образов или смешанного типа текст + рисунок (схема и т. п.).

При работе с учебником по спецтехнологии особенно важно, как уже го­ворилось, закрепить теоретические знания на практике, например, при выполнении лабораторно-практической работы по обработке той или иной детали или составить самосто­ятельно технологическую карту, последовательно обработать изделие, узел, деталь из иного материала, вида, начертить соответствующую таблицу, схему и пр. Обязателен контроль, самоконтроль и взаимоконтроль за изучением какой-либо темы. Контрольные вопросы составляются так, чтобы можно было выявить уровень усвоения учащимися учебного материала. Можно посоветовать учащимся пересказывать текст по составленному ими плану. Чтобы у них не было соблазна механически запоминать, зубрить текст, надо составлять контрольные вопросы так, чтобы ответы на них учащийся формулировал, не цитируя учебник, а творчески и самостоятельно. Замечательный русский философ И.А. Ильин писал: «...каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, какой читает».