КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ
Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. В «Толковом словаре русского языка» дается следующие определение: «реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашемпонимании реферат - это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
Анализ рефератов показал, что учащиеся чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1) вводный - выбор темы, работа над планом и введением;
2) основной - работа над содержанием и заключением реферата;
3) заключительный - оформление реферата;
4) защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.).
Опыт работы в профессиональном лицее показывает, что специфика обществоведческих дисциплин актуализирует потребность учебного заведения в методических рекомендациях по написанию рефератов. Введение единых требований к форме, структуре рефератов, составленных с учетом пожеланий коллег, должно создать у учащихся четкое представление о реферате как письменном аттестационном испытании и о способах работы над ним.
В данной публикации изложены предложения и рекомендации по организации работы над рефератом по обществоведческим дисциплинам. Методические рекомендации затрагивают следующие вопросы: выбор темы, структура, формулирование цели и задач реферата, работу учащихся над планом, введением, заключением; освещают требования к содержанию, библиографии. Помимо этого в рекомендациях приведен образец оформления титульного листа и план-график работы над рефератом.
Выбор темы реферата
Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.
При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.
Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки.
Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.
Структура реферата включает в себя следующие элементы:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• содержание (главы и параграфы);
• заключение;
• приложение;
• список литературы и источников.
Формулирование цели и задач реферата
Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.
Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целепо-лагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо подумать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.
Можно предложить два варианта формулирования цели:
1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.
Обобщить - сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значе ние чему-нибудь |
|
Изложить 1. Описать, передать устно или письменно; 2. Кратко пересказать содержание чего-нибудь |
|
|
|
Изучить 1. Постичь учением, усвоить в процессе обучения 2. Научно исследовать, познать 3. Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять |
|
Систематизировать - привести в систему. Система - определенный порядок в расположении и связи действий |
2. Формулирование цели с помощью вопросов.
Цель разбивается на задачи - ступеньки в достижении цели.
Задача - то, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу.
Работа над планом
Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Но как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины события, этапы и ход события, итоги и значение исторического события. Вот как будет выглядеть развернутый вариант плана по данной схеме на тему «Революция 1905-1907 гг. в России»:
Оглавление
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Причины Первой русской революции
§1. Экономические причины............................................................................. 4
§2. Политические причины................................................................................ 6
§3. Социальные причины................................................................................... 8
Глава 2. Ход революции
§1. Восходящая линия революции (9 января 1905 г.- декабрь 1905 г.)....................................... 10
§2. Нисходящая линия революции (1906г. - 3 июня 1907 г.)....................... 14
Глава 3. Итоги и значение революции
§1.Манифест 17 октября и Основные государственные законы.................. 16
§2.Начало парламентаризма в России............................................................ 18
Заключение........................................................................................................... 19
Приложение.......................................................................................................... 23
Литература............................................................................................................ 24
Данный план можно очень легко трансформировать в простой. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равнятьсяцелому).
Что писать во Введении?
Введение - одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложении и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.
Вступление - это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а\\\' возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «политические отношения - это...».
Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.
Краткий обзор литературы и источников по проблеме - в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.
История вопроса - это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Допустим, тема реферата - «Происхождение человека». Существует множество версий и теорий происхождения человека, например, религиозная, трудовая, аномальная, космическая и т.д., или нет и не может быть единой точки зрения на проблему этапов становления человеческого общества и т.д.
Вывод - это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
Требования к содержанию реферата
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
· не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
· при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
· каждая глава (параграф) начинается с новой страницы;
· при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
Правила оформления ссылок
В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы.
Примеры: (I, 145); (4, Н, 38).
Что писать в Заключении?
Заключение - самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
• основные выводы в сжатой форме;
• оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата Л-4.
Оформление Приложения
Приложение помещается после Заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д. Примеры оформления:
Приложение 1. Современные политические термины. Словарь. Приложение 2. Структура деятельности. Схема. Приложение 4. Гражданская война в России. Хронология событий. В тексте реферата необходимо делать примечания. Пример: (см. приложение 1,С.21).
Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.
Правила составления библиографических списков
В данном пособии не оговаривается количество первоисточников и публикаций. Список литературы помещается в конце реферата. Список составляется по алфавиту и пронумеровывается.
Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:
1) автор (фамилия, инициалы);
2) название, подзаголовок;
3) выходные данные (место издания, издательство и год издания). Пример: Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. Учебник.- М.: Просвещение, 1997.
Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:
1) название сборника, журнала, газеты;
2) место издания и год издания (если сборник);
3) год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.
Пример: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. - 1999. - № 1. - С. 10-16.
В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей.
Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург(СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.
Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.
Требования к оформлению реферата
Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А-4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.
Если работа набирается на компьютере, надо придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):
- набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12шрифтом;
- заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;
- межстрочный интервал полуторный;
- разрешается интервал между абзацами;
- отступ в абзацах 1-2 см.;
- поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;
- нумерация страницы снизу справа;
- объем реферата 20-24 страницы.
Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект). Порядок защиты реферата:
1.Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.
2. Ответы учащегося на вопросы.
3. Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.
Советы студенту:
На весь ответ на экзамене отводится чаще всего около 15-20 минут. При ответе экзаменатору постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.
1. Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 15-20 минут и не раскрыть существа вопроса. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.
2. Вступление должно быть очень кратким - 1-2 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность).
3. Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.
4. Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении.
5. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.
6. Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
7. Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
8. Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям. Он поможет Вам припомнить новый, дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддержкой. И уж ни в коем случае его не перебивайте!
9. Не бойтесь дополнительных вопросов - чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны.
10. Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.
11.Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу Вы не готовы (это вина не преподавателя, а Ваша, и пересдавать экзамен Вы будететому же преподавателю).
12. В период сдачи экзаменов, как и на спортивных состязаниях, нужна выдержка и воля к победе! Не падайте духом при неудачах! Стремитесь к победе!
Литература
Ганенко А.П., Миловская Ю.В., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД). Учебное пособие для начального профессионального образования.- М.: ИРПО, 2000.
Дюдина З.В., Кочкина Т.П. Методические рекомендации по написанию реферата. -Ноябрьск, Педагогический Колледж, 1996.
Новиков А. И. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.-М., 1998.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. -М., 1997.
Рахманин Н.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1997.
Словарь русского языка. Книга в 4-х томах. Т. 4. -М.: Русский язык, 1985.
Шульгина Т.А. Слагаемые успеха. Методические рекомендации.- Ноябрьск, Профессиональный Лицей № 39, 1997.
- Аттестация педагогических работников
- Методическая копилка
- Цикловые комиссии
- Программы ФИРО
-
Профсоюз
- Профком
- Нормативные документы
- Публичные отчеты
- Информационные бюллетени
- Охрана труда
- Сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ
- Сайт Калужской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
- Новости
- Антикоррупционная политика